© 2024 artyomgo.tv

Туда и обратно

Однодневная выставка на путях действующей детской железной дороги в Разданском ущелье, Ереван, Армения, состоявшаяся 15 мая 2023 года.

Взглянув на даты строительства железной дороги (1937 год) и тоннеля (1956 год), мы можем увидеть более широкий контекст. 1937 год стал годом начала большого террора в СССР, когда тысячи людей были арестованы и казнены без суда и следствия. В 1956 году, когда был построен тоннель, произошло развенчание культа личности Сталина, что дало надежду на свободу и долгожданные перемены.

Но тоннель, в котором проходила выставка, – фикция: он построен на ровном месте и выполняет лишь демонстрационно-развлекательную функцию.


Артём Го, “Warstraction”, одноканальная видеоинсталляция.

Таким образом, полузаброшенный сталинский рекреационный проект оказывается отправной точкой для ретроспективного соотнесения и естественным образом погружает вдумчивого зрителя в нарративную рамку, фиксирующую нас в различных контекстах: война, эмиграция, опыт внедомности, уязвимость, прогнозы будущего, сопротивление.

Туннель разрывает ткань времени и переносит нас туда и обратно.

Участники: Арнольд Вебер, Артём Го, Дарья Гофман, Роман Карман, Маресий Иващенко, Егор Кириллов, Герман Орехов, Игорь Самолёт.



Роман Карман, “Пробуждение”, вид инсталляции. Фотографии и документы из довоенной жизни, которые переехал поезд.


Роман Карман, “Пробуждение”. Военный билет, который переехал поезд.


Игорь Самолёт, “Айвазовский”, инсталляция.
Одна из картин великого мариниста разрезана на 3 части. Это относится к спорам о национальности Айвазовского во время русско-украинской войны. Одна сторона утверждает, что он был русским художником, другая – украинским, Армения считает его армянином.


Дарья Гофман, “Угасаю”. Объект.
Светящиеся буквы постепенно гасли из-за разряжающихся батареек.


Герман Орехов, Маресий Иващенко “Жених приехал”. Инсталляция. Церковные свечи, цепь, ламинированная фотография
Название инсталляции отсылает к известному российскому фильму ужасов режиссера Алексея Балабанова “Груз 200”, в котором милиционер похищает и насилует девушку. В какой-то момент в провинциальный городок, где происходит действие, прилетает грузовой самолет с советскими солдатами, погибшими в Афганистане. Милиционер узнает среди погибших кавалера девушки, вскрывает гроб и кладет труп в комнату, где он ее заточил, со словами “Жених приехал”.


Игорь Самолёт, настольная игра “Привилегия”.
По замыслу художника, русский эмигрант, отвечая на риторические вопросы о своем отношении к происходящему, продвигается по полю и движется то в сторону России, то еще дальше от нее.



Егор Кириллов, фотографии из жизни художника до эмиграции и сразу после, совмещенные с помощью мультиэкспозиции.



Арнольд Вебер, “Лимбо”, инсталляция.
Этот проект представляет из себя наблюдение художника за собой и своими отношениями с окружающими его контекстами, поскольку в последние годы он чувствует себя оторванным от мира, как паттерн, который не совпадает с паттернами вокруг него, но эти паттерны производят изменения внутри него, поэтому он является суперсубъектом. Художник имеет в виду понятие из философской теории Альфреда Норта Уайтхеда, где суперсубъект – это возникающий актуальный случай, сложная, интегрированная сущность, возникающая из взаимодействия и объединения множества меньших субъектов в рамках определенной системы или процесса.

Катя Цеппель, основатель платформы ODRA, пишет об этой выставке так: “Большинство проектов было посвящено процессам и переживаниям, связанным с адаптацией к новому месту, нарушением привычного течения повседневной жизни не по своей вине. И один из главных вопросов – почему это происходит снова и снова? На этой выставке все объекты были деформированы: разорваны, разрезаны, сломаны. Дорога, как нынешний режим, прошла по ним, оставив на каждом шрам. Железная дорога всегда является свидетелем времени. Мощные, вросшие в землю шпалы хранят секреты прошлого, о которые легко споткнуться”.