© 2024 artyomgo.tv

Старые-добрые 20-е. Заключительный авангард

20 декабря 2019 года открылась выставка “Старые добрые 2020-е. Заключительный авангард” в мастерской Фонда Смирнова и Сорокина в Москве.

Далее текст арт-критика Константина Зацепина, одного из авторов проекта.

“В клубящемся угаре уходящего десятилетия лишь сейчас начинают проступать очертания архивов авангарда будущего. Он «заключительный» (слово «последний» слишком старо и изношено), как и всякий, бывший до него. Тот, что отрицает все ушедшее, но и заключает его в себе.

Двадцатые… Магия чисел, двоичность единиц, два нуля, двойное обнуление — и удвоенная скорость перемен. Столетие назад эта эпоха ознаменовалась невиданным пассионарным всплеском во всех сферах жизни, мысли и искусства: плеяды Великих современников множились, сменяя друг друга, оставляя глубокие следы в культуре на века вперед.

И вот третье тысячелетие, чья первая треть уже почти позади: пресыщенная ирония нулевых окончательно забыта, апатия пополам с истерикой в мучительном ожидании апокалипсиса, под знаком которой прошли десятые, тоже в прошлом.


Вид экспозиции. Работы Владимира Логутова (по центру) и Артёма Го (справа)

На финише Новые Двадцатые — десять лет глобального перепроизводства информационного безумия, торжества бесформенного, откровений новой мистики, экологических бунтов, биологических интервенций.


Вид экспозиции. Работы Владимира Логутова (по центру) и Владимира Омутова (справа)

Межпланетарное искусство разумных машин-растений, кристаллов, облачных архивов, просветленных киборгов, управляемых насекомых, стихий, трансов, дигитальных призраков, клонов, вымерших животных и птиц. Это искусство делает своим материалом темную материю, гиперобъекты, нейропаттерны, big data, криптовалюты, слизь; оно оперирует неизмеримо большим либо столь же невидимо малым, ему подвластно киберпространство и кибервремя, невидимое и неслышимое, то, что нельзя различить и то, что нельзя сосчитать.


Работа Андрея Сяйлева

Фигура «художника» окончательно уступила место энергии безымянных форм жизни, текучей материи, потокам самогенененирующихся сущностей, которым еще нет имени.

Исчезла форма, но повился неструктурированный опыт, мерцающие суперпозиции хаоса и порядка, ничто и нечто.


Хэппенинг Александра Зайцева

Исчезло и содержание, растворившись в зазорах множественности постправд.


Работа Миши Моста

Но разве невозможно мечтать о временах, когда «авангард» значило: «прорыв»? Разве нельзя желать авангарда, как сто с лишним лет назад? Что есть «новое» в 2030-м?


Работа Анны Ротаенко

Нет больше «красоты», но есть телесность. Нет авторства, но есть энергия. Нет идентичности, но есть планета. Нет «истины», но есть жизнь. Кажется, что приходит время свободного высказывания от лица «самой жизни» как таковой, нелинейной и хаотичной.


Работа Владимира Омутова

На этой выставке, конечно, нет индивидуальности. К концу двадцатых ей на смену окончательно пришли анонимность и коллективность. Творцов уже не столько смущает искусственный интеллект, сколько интересует возможность прорыва к интеллекту «естественному». Их притягивают природные объекты, организованные перформативные поездки в горы, поля и леса.


Работа Романа Минаева

Уловить движение мира как а-разумного и а-человеческого — в его расплывании, растягивании, вглубь, вдаль и вширь. Слиться с жизнью: с цветком, рыбой, муравьедом, попугаем, бактерией. Стать пещерой, деревом, снегом.

Точкой схода интеллектуальных векторов (ведь никак иначе теперь не обозначается «предмет») выставки стал «Мир-без-различий».


Работа Артёма Го

Трансгрессивная диалектика авангарда двадцатых не знает «границ» – нет мужского / женского, нет субъекта / объекта, нет накопления / траты, высокого / низкого, живого / неживого. Есть лишь конфликт одновременности удержания разделенных форм жизни в парадоксальной и хрупкой целостности. Но без одного полюса нет другого — так, без неживого невозможно живое.


Работа Артёма Го

Жизнь и есть этот конфликт, явить его от лица самой жизни, очистив от напластований «человека» — это ждут новые художники.
Авангард двадцатых противится интерпретации — скорее, он вводит зрителя в инклюзивные формы сосуществования в творчестве. Чтобы его «понять», его нужно пересоздать.


Работа Андрея Сяйлева

Совместно и анонимно свидетельствовать о хаосе реальности от ее имени. На самом деле, это — весело.”

Авторы: Артем Голощапов, Александр Зайцев, Константин Зацепин, Лидия Каташук, Владимир Логутов, Роман Минаев, Misha Most, Владимир Омутов, Анна Ротаенко, Андрей Сяйлев.