«Разрушители пустоты» – выставка по итогам резиденции художников Артёма Го и Абрама Реброва в г. Выкса Нижегородской области осенью 2021 года. Это один из немногих моногородов России, который имеет большие культурные амбиции. На одной из стен местного градообразующего предприятия (выксунского металлургического завода), например, был сделан самый большой в мире мурал авторства Миши Моста, а в местном музее идет выставка Эрика Булатова. Проводимый здесь уже 10 лет фестиваль “Выкса фест” каждый год генерирует несколько новых масштабных паблик-арт объектов.
Однако рады этому не все. Одну из деревянных скульптур американского художника Джона Пауэрса местные жители сожгли. Некоторые муралы на стенах закрывают утеплителем. Диалог постепенно налаживается, но не все проходит гладко. Вместе с тем городская среда планомерно становится более комфортной.
Именно это сопротивление и реакцию на перемены художники сочли самым интересным, что сейчас можно наблюдать в Выксе. Здесь на передний план выступает восприятие современного художника как специалиста по нестандтартной коммуникации. По меткому выражению художника и критика Анатолия Осмоловского, “главная его [художника] миссия — удерживать в себе негативность трансценденции, максимально экспериментируя и рискуя своим здоровьем, именем, карьерой”.
Артём Го «Мы создаём возможности – вы растёте»
- 170х150 см, холст, смешанная техника. Переосмысление рекламы, призывающей пойти работать на завод, которой изобилует Выкса. Фигуративная живопись сочетается с абстракцией. Столь же абстрактно и будущее, обещаемое слоганом металлургического завода, который вынесен в название.
Артём Го «Всё, что мы делаем, мы делаем ради того, чтобы вы смогли осуществить шаг к прекрасным изменениям в вашей жизни, и начали жить и работать легко, свободно и радостно. Оммаж Мишелю Маджерусу»
- 170х150 см, холст, смешанная техника. Работа вдохновлена эстетикой корпоративных презентаций. Обычно с этого документа, наполненного красивыми кружками и стрелочками, начинается работа любого бюро стратегического консалтинга. Чем лучше дизайн презентации – тем дороже будут стоить и сами услуги. На этом холсте решено было оставить только самое важное.
Артём Го «Этюд к новой скульптуре для Выксы»
- 30х23×12 см, гипс, смешанная техника. Обычно решение об установке нового паблик-арт объекта в Выксе принимается авторитарно, за закрытыми дверями. Данную работу предлагается увеличить до 4 м в высоту. Она точно понравится местным жителям. В городе на какое-то время установятся покой, будет достигнуто взаимопонимание между местным сообществом и оргкомитетом “Выкса феста”, состоящим преимущественно из приезжих специалистов.
Абрам Ребров «Вопросы Выксе»
- Документация 10-часового хэппенинга. В работе художник прибегает к методу спекулятивного социологического опроса, выступая в роли стажера. Был составлен ряд вопросов, освещающих конфликт между художниками и местными жителями. Данный хэппенинг позволил обратиться к выксунцам напрямую, пообщаться с теми, кто обычно не посещает музеи. Художник опросил 1% жителей и выяснил как они относятся к объектам современного искусства, что думают о самых неудачных из них и что думают об участии в культурных мероприятиях “Выкса-феста”.
Абрам Ребров «3D, которое мы потеряли»
- Видео, fullHD, 10:21. Видео состоит из фотограмметрии объектов, которые в самое ближайшее время исчезнут или изменятся до неузнаваемости. 3д-модель зафиксирует время, сохраняя нынешнее состояние в новом медиуме.
Артём Го «Медленные скриншоты»
- Серия живописи, 20 картин, 35х26 см каждая, холст, УФ-печать, акрил. Для создания серии автор натренировал нейросеть, обученную на всех его предыдущих работах, затем предложил ей создать живопись на основе выксунских городских пейзажей.
Абрам Ребров «Забыть тогда»
- Видео состоит из вырезок выксунской газеты «Провинциальная хроника» между 1991 и 1993 годами. Огонь как символ живет в Выксе после пожаров 2010 года. Воспоминания о нем делят городскую историю на до и после. Художник тоже «сжигает» отрывки прошлого, которое сохранилось в газете и говорит о невозможном возврате в ту страну, которую мы почти забыли. Сквозь огонь времени не узнаются очертания лиц и больше не слышно речи освобожденных людей.
Артём Го «Иногда бывает приятно заняться сексом в лесу»
- Выкса возникла по воле случая. В 1754 году императрица Елизавета издала указ о закрытии всех заводов в радиусе 200 вёрст вокруг Москвы с целью предотвратить угрозу полного уничтожения лесов. Основателям выксунского завода пришлось искать новое место для своего производства. Выбор пал на муромские леса – территорию, богатую одновременно железной рудой и малыми реками. Но без любви ничего бы не получилось.
Абрам Ребров «Рекламы»
- Художники создали обобщенное видео, в котором соединяют два видимых контрапункта – беспорядок уличной рекламы и новый городской символ «Ы». Это возможное будущее, которое ждет город. Почему выксунцы так взыскательны к произведениям искусства и уничтожают то, что не нравится? И почему так безразличны к внешнему виду улиц, которые тонут в море рекламы?
Абрам Ребров «Стрит-арт»
- Документация акции об отношении людей к общему пространству. Благодаря Выкса-фесту парк Лебединка превратился в публичное популярное место. Для поддержания состояния арт-объектов городские власти раз в год объявляют тендер. Скульптуры реставрируют, очищают их от тегов. Однако такой периодичности реставрационных работ недостаточно, чему и был немало удивлен Абрам. За 11 часов он отчистил один из символов города, деревянную скульптурную композицию, представляющую из себя буквы “ВЫКСА”, от обсценной лексики и непристойных изображений половых органов.